Изменения в жилищном законодательстве РФ с августа 2017 года
В августе 2017 года вступили в действие ряд новых законодательных актов в сфере ЖКХ. В частности:
-
10 августа 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ и
Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
-
31 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ, который уточнил особенности исчисления платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения"
Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ
31 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 279-ФЗ, который уточнил особенности исчисления платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах. Это уточнение было связано с тем, что в некоторых случаях тарифы на тепловую энергию должны быть основаны на предельном уровне цены на тепловую энергию (мощность).
В связи с этим пункт 2 статьи 157 «Размер платы за коммунальные услуги» Жилищного кодекса РФ был изложен в такой редакции:
-
«Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса, рассчитывается по тарифам,
-
установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
-
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
-
В случаях, установленных законодательством РФ в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ
Подписанный 29 июля 2017 года Президентом РФ В. Путиным Федеральный закон № 258-ФЗ внес изменения:
-
в статью 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса РФ,
-
в статью 156 «Размер платы за жилое помещение» Жилищного кодекса РФ и
-
в статью 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"
Федеральный закон № 258-ФЗ изменил порядок оплаты коммунальных услуг при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В частности, изменилась редакция статьи 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса РФ, определяющая структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Новая редакция статьи 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Федерального закона № 258-ФЗ установила, что в плату за содержание жилого помещения включается:
-
плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-
при этом, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Новая редакция статьи 156 «Размер платы за жилое помещение» Жилищного кодекса РФ определила, что:
-
размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив,
-
определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме,
-
которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса РФ;
-
исключение составляет плата за расходы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
-
такие расходы определяются на основании показаний общедомовых приборов учета.
Также новыми пунктами статьи 156 «Размер платы за жилое помещение» Жилищного кодекса РФ определено:
-
«Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ,
с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
-
исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;
-
исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ;
-
-
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ".
Итак, что же изменилось?
С августа 2017 года россияне должны по-новому платить за общедомовые нужды в многоквартирных домах.
Теперь в жилищном законодательстве закреплена норма, которая позволяет жителям многоквартирного дома самостоятельно выбирать способ расчета за коммунальные ресурсы:
- по счетчикам или
- по нормативам.
Изменения в жилищное законодательство также с августа 2017 года:
-
устанавливают приоритет счетчиков потребленных коммунальных ресурсов над нормативами потребления при расчете размера оплаты за общедомовые коммунальные услуги — электричество, водоотведение и воду и
-
позволяют жителям многоквартирных домов, уже оснащенных коллективными счетчиками коммунальных ресурсов, требовать перерасчета.
По новым правилам если в доме есть счетчики коммунальных ресурсов, то платежи на общедомовые нужды должны считаться по ним. Теперь собственники помещений в многоквартирном доме смогут провести общее собрание и выбрать наиболее подходящий им способ начисления платежей на общедомовые нужды.
Размер платежей на общедомовые нужды зависит не только от методики расчета норматива, но и от количества жильцов. Для владельца квартиры, который живет один, норматив будет выгоднее, а для большой семьи предпочтительна оплата общедомовых нужд по счетчикам. Поэтому общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме будут проходить не просто и не факт, что собравшиеся смогут принять единогласное решение.
В Минстрое РФ считают, что расчет платежей на общедомовые нужды на основе показаний приборов учета коммунальных ресурсов будет получать все большее распространение.
Этому будет способствовать то обстоятельство, что федеральным законом в перечень работ по капитальному ремонту включена установка комплексной автоматизированной системы учета коммунальных ресурсов.
Такие системы учета позволяют исключить потери и недостачи из счетов всех жильцов, повысить прозрачность начисления платежей на общедомовые нужды по каждому техническому устройству, установленному в доме, снимать показания с них намного проще - данные автоматически передаются поставщикам коммунальных ресурсов.
Сейчас такие системы устанавливаются во многих многоквартирных домах при строительстве нового жилья. Опыт установки этих систем в уже построенных домах есть в Москве, Республиках Татарстан и Чувашия.
В том случае если счетчики, которые учитывают коммунальные затраты на обеспечение общего имущества жильцов многоквартирного дома электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.