Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?
Основными видами системы социальной защиты населения в нашей стране являются:
-
социальная защита, основанная на страховых принципах, осуществляемая Федеральными внебюджетными страховыми фондами (Фондом социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ ) и
-
социальная защита в виде государственной социальной помощи (социального обслуживания, социальных льгот), осуществляемая преимущественно на региональном уровне за счет региональных бюджетов и трансфертов из федерального бюджета.
Такие понятия как «социальное обеспечение» и «собесы» ушли в прошлое – это все ностальгия по безмятежным советским временам.
Социальная защита, основанная на страховых принципах
Пенсионное страхование
Пенсионное страхование в нашей стране осуществляется в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС).
С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются два вида пенсий:
- страховая пенсия и
- накопительная пенсия.
Основу будущей пенсии большей части работающего населения нашей страны составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
В 2015 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы.
Из них в зависимости от возраста 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % – на формирование страховой пенсии, а может – по выбору гражданина (или по возрасту) – все 22 % идти на формирование страховой пенсии.
Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах:
- с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах).
Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.
Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового стажа.
С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла.
Накопительная пенсия (6 %) – это взносы, отчисляемые за работника его работодателем, которые инвестируются на фондовом рынке, приносят реальный доход и могут стать определенной прибавкой к пенсии в будущем (если не пропадут в негосударственных пенсионных фондах).
По всем вопросам пенсионного страхования обращаться следует в Пенсионный фонд РФ или его территориальные подразделения.
Социальное страхование
Все что связано с мерами социальной защиты населения в виде социального страхования входит в компетенцию Фонда социального страхования (ФСС).
Социальное страхование - это финансирование выплат:
-
социальных пособий работающим по временной нетрудоспособности и родам,
-
при рождении ребенка,
-
по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,
-
санаторно-курортного лечения,
-
оздоровления работающих и членов их семей,
-
а также других целей возложенных Правительством РФ на Фонд социального страхования.
Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда социального страхования, кроме обеспечения гарантированных государством социальных пособий работающим, относятся "участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования".
Если у Вас возникают какие-то вопросы и потребности по социальному страхованию и Вы не можете их разрешить на уровне своего работодателя, то обращаться следует в Ваше региональное отделение Фонда социального страхования.
Медицинское страхование
Медицинское страхование подразделяется на:
-
обязательное медицинское страхование (ОМС),
-
добровольное медицинское страхование (ДМС).
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственной страховой социальной политики и обеспечивает (так продекларировано в статье 41 Конституции РФ) всем гражданам РФ равные возможности на получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2011 г. на территории России начал действовать Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Основными особенностями Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются:
-
возможность выбора страховой медицинской организации застрахованным гражданином, а не работодателем (для работающих) или органами власти субъектов РФ (для неработающих);
-
возможность выбора лечебного учреждения (как государственного, так и частного) и врача (в том числе семейного);
-
выдача полиса обязательного медицинского страхования единого образца (не требуется его замена при смене страховой медицинской организации или места жительства);
-
конкретизация требований к межтерриториальным расчетам за оказанную медицинскую помощь, что гарантирует застрахованным получение медицинской помощи не только в том субъекте РФ, где получен полис ОМС, но и на всей территории страны.
В целях обеспечения выбора лицом, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, медицинской организации и страховой медицинской организации законодательно устанавливается обязанность обнародовать на своих сайтах территориальными отделениями фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) перечни указанных организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, информацию об их деятельности, оказываемых услугах и результатах работы.
По всем вопросам медицинского страхования обращаться необходимо в Фонд обязательного медицинского страхования или в его территориальные подразделения.
Социальная защита в виде государственной социальной помощи
Решение этих вопросов социальной защиты населения в настоящее время возложено практически полностью на региональные администрации.
Так что по всем вопросам социальной помощи и социального обеспечения необходимо обращаться в соответствующие региональные подразделения социальной защиты, подведомственные местной администрации.
Действующая система социальной защиты в рамках государственной социальной помощи включает более 150 видов льгот и выплат почти 250 категориям граждан и семей.
При этом большая часть этих видов социальной помощи не зависят от уровня доходов.
Федеральное правительство в лице Минздравсоцразвития РФ устанавливает законодательно определённый перечень и порядок предоставления муниципальными образованиями услуг по государственной социальной помощи (обслуживанию) населения.
Финансирование же большей части программ по государственной социальной помощи осуществляется федеральным бюджетом косвенно - через общие трансферты в бюджет субъектов РФ.
В итоге большинство социальных услуг по государственной социальной помощи финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и предоставляется непосредственно населению муниципальными органами социальной защиты населения.
Более подробно познакомиться с различными видами государственной социальной помощи (социальные льготы, пособия, выплаты, субсидии, доплаты и пр.) можно в разделе Школы Жизни «Социальное планирование жизни».