Что делать, если есть подозрения, что нарушаются права потребителей услуг ЖКХНарушения прав потребителей в сфере ЖКХ происходят по двум направлениям:

Нарушения прав потребителей в сфере коммунальных услуг

Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще - в жилищном законодательстве четко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству услуг.

Нарушения прав потребителей в сфере жилищных услуг

С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и услуг, плата за них утверждаются собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании.

Предлагает этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понимают, что их не устраивают расценки или объем работ, который предлагает управляющая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить время на то, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать в итоге более подходящую компанию.

Нарушение прав потребителей при предоставлении жилищных услуг возникает в случае, если:

  • собственники помещений многоквартирного дома договорились с управляющей компанией о перечне услуг, работ, сроках и порядке их проведения, размере оплаты,

  • а управляющая компания свои обязательства не исполняет либо требует то, что не отражено в договоре.

Важно знать: В жилищном  законодательстве прописан минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должен выполняться организациями, управляющими домом. Ни они, ни собственники не имеют права уменьшать этот список, как бы ни хотелось им сэкономить на обслуживании многоквартирного дома.

Что делать, если есть подозрения, что нарушаются права потребителей услуг ЖКХ

Если собственник помещений в многоквартирном доме подозревает, что его права нарушены, куда ему обратиться?

В первую очередь необходимо обратиться в совет многоквартирного дома. Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав потребителей услуг ЖКХ или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.

Если же в совете дома не смогли дать вразумительный ответ или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь, обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги:

  • ТСЖ,
  • управляющую компанию,
  • ресурсоснабжающую организацию.

Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто позвонить по телефону.

Но при этом стоит понимать, что:

  • в этих организациях работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать вам грамотную консультацию,

  • с другой стороны, независимым консультантом их не назовешь, поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотрудники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.

Заявление/претензию следует грамотно подготовить:

  • указать конкретные требования и

  • основания для их заявления.

Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.

Данные общественные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства. Также они могут помочь в составлении:

  • заявлений, претензий в организации, предоставляющие коммунальные и жилищные услуги,

  • жалоб в контролирующие органы.

Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифицированную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.

Еще одним из вариантов защиты нарушенных прав потребителей услуг ЖКХ может стать обращение в юридические фирмы:

  • правда, здесь уже за помощь юристов придется платить;

  • не стоит также забывать, что сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней;

  • поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.

В любом случае, где бы вы ни получали консультацию, просите, чтобы вам объяснили не только то, правы вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые вы можете сослаться, отстаивая свои права перед поставщиками жилищных и коммунальных услуг.

В нашей стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ. Но учитывая их коррумпированность к ним лучше обращаться, имея хотя бы базовое понимание ситуации и сути нарушения своих прав. 

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

КАК ЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ НА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГАХ