В последние годы российское руководство пытается реформировать отечественную систему пенсионного обеспечения, доставшуюся в наследство от Советского Союза.
Как выяснилось после ряда реформ, сделать это не так-то просто.
Причин неудачных реформ системы пенсионного обеспечения достаточно много, но едва ли не основная:
- отсутствие единого понимания целей преобразования системы пенсионного обеспечения и
- механизмов их достижения.
Для нахождения правильных ориентиров в реформировании было бы полезно оглянуться назад и посмотреть, как функционировала система пенсионного обеспечения в Российской империи на рубеже XIX и XX веков.
Тогда было характерно как раз разумное сочетание государственной и частной систем пенсионного обеспечения, чего никак не могут добиться наши реформаторы отечественной пенсионной системы.
Государственная система пенсионного обеспечения для чиновников
Дореволюционное российское пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград.
Право на пенсию приобреталось "беспорочною выслугою определенных в законе сроков".
В рамках дореволюционной пенсионной системы получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли.
По общему правилу пенсионной системы срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы.
Прослуживший не менее 25 лет получал 50% пенсионного оклада. Исходя из средних показателей поступления на службу после получения специальности в 20 с небольшим лет, можно предположить, что только к 60 годам (а такой возраст превышал среднюю продолжительность жизни в стране в то время) должностное лицо могло выслужить пенсию.
Все должности в государственном аппарате для получения пенсии в пенсионной системе были разделены на 9 разрядов, соответственно ее величина колебалась в начале XX в. от 85 руб. 80 коп. (9 разряд) до 1143 руб. 60 коп. (1 разряд) в год. То есть она колебалась от 7 с небольшим рублей в месяц до почти 100 руб.
Много это или мало?
Заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в некоторых отраслях промышленности несколько десятков рублей в месяц.
Общий устав о пенсиях (пенсионная система) предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. Так, при неизлечимых болезнях полный оклад пенсии полагался за 30 лет службы. Если чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии полагался за 20 лет службы. Две трети оклада пенсии в первом случае полагалось за службу от 20 до 30 лет и от 10 до 20 лет - во втором.
К концу XIX века рост инфляции значительно обесценил давно установленные в пенсионной системе пенсионные оклады.
В связи с этим, несмотря на то, что в законодательстве было зафиксировано, что "никакое ведомство не должно входить с представлениями о назначении пенсий свыше того, что уставом о них определено; оно обязано не допускать никакого в сем уставе изъятия и не отступать от него", министры использовали все свои возможности для увеличения пенсий своим подчиненным.
Руководители ведомств постоянно обращались с просьбами об "усиленных" пенсиях к министру финансов. В случае несогласия последнего вопрос выносился на заседание Комитета министров. Размеры "усиленной" пенсии составляли от 1/3 до 1/2 жалования.
В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами.
Учитывалось пенсионной системой число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии. Так, вдова чиновника, не имевшая детей или имевшая детей, чей возраст превышал 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась ее мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины.
Пенсия выдавалась матери, а не детям. Малолетние дети чиновника получали каждый 1/4 часть пенсии, следовавшей отцу. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать поровну, но не более целой пенсии отца.
Пенсия не назначалась детям мужского пола старше 17 лет, а женского - старше 21 года. Кроме того, сыновьям, поступившим на службу или принятым на казенный счет в учебные заведения, дочерям, вышедшим замуж или обучавшимся за казенный счет, вдовам, вторично вышедшим замуж, пенсия также не полагалась.
Пенсионной системой было предусмотрено, что выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях:
- при новом вступлении в должность;
- при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства;
- при пострижении в монашество;
- при нахождении за границей более разрешенного срока.
Лишались права на пенсию лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением "прав состояния", с исключением со службы или от должности. После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.
Государственные пенсионная система для офицеров
Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников:
- из Государственного казначейства и
- инвалидного капитала.
Право на государственную пенсию приобреталось "беспорочною выслугою установленных сроков".
Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников, в основном - 25 лет для полной пенсии и 20 лет для "половинной". Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7.
Всем офицерам и гражданским чиновникам военного ведомства, служившим в "отдаленных краях империи", пенсионные сроки пенсионной системой сокращались в следующих пропорциях:
- в местностях, отнесенных к 1 разряду, 2 дня службы считались за 3
- в местностях 2 разряда - 3 дня за 4
- в местностях 3 разряда - 4 дня за 5.
- для всех офицеров, военных священников и врачей время, проведенное в действующей армии, засчитывалось вдвойне.
Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали и специальные.
Они получали дополнительное вознаграждение за плавание в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 месяцев (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание более 180 месяцев.
Кроме того, командирам кораблей выдавалось вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам - за постройку и перестройку судов (до 1350 руб. в год), инженерам-механикам - за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).
Вдовы и дети умерших офицеров получали право на пенсию, если офицер:
- был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море;
- умер на службе, имея право на пенсию;
- умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право.
Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно.
За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1000 руб.
Правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались офицеры, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых.
Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых).
Размеры пенсий в рамках дореволюционной системы пенсионного обеспечения по инвалидности были несколько выше, чем обычные.
Так, размер пенсии раненому первого класса составлял от 300 до 1716 руб., 2 класса - от 170 до 1143 руб. 90 коп.
Офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только в отставке, но и находясь на службе.
Кроме пенсии, отставным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги.
Негосударственные пенсионные системы для чиновников и военных
Кроме пенсий, выплачиваемых государственным казначейством в рамках государственной пенсионной системы, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus - заслуженный).
Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих.
Целью этих эмеритурных касс являлось обеспечение своих членов дополнительными пенсиями. Ее денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы.
Доходы кассы образовывались за счет процентов от "неприкосновенных капиталов", вычетов из жалования участников и случайных поступлений.
Пенсионные системы для рабочих
На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались - ни государственными, ни частными.
Лишь в 1893 г. по предложению С.Ю.Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.
В сентябре 1902 г. законопроект "О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев" был завершен. 2 июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.
При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. по системе пенсионного обеспечения для рабочих все же был шагом вперед в разработке пенсионного законодательства.
В нем впервые устанавливались размеры пенсий.
При полной потере трудоспособности пенсионная система предусматривала выплату постоянной пенсии в размере 2/3 заработка. При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие.
Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний.
Ими строились различные частные богадельни, бесплатные квартиры, вдовьи и сиротские дома, где могли проживать старики и дети, не способные к работе на заводе или фабрике.