Произошедшее на рубеже 80-90-х гг. XX века коренное изменение формы Российского государства на базе перестроения экономических отношений в соответствии с принципами рыночной саморегуляции
обусловило необходимость реформирования действовавшей до этого советской модели пенсионной системы.
Единая универсальная форма государственного социального обеспечения, которая установилась в советской России, предполагала предоставление пенсионного обеспечения исключительно за счет бюджетных ассигнований и не устанавливала прямой зависимости размера пенсии от утраченного при наступлении нетрудоспособности заработка.
Такая модель пенсионной системы не соответствовала новым условиям рыночной экономики с ее многообразием форм собственности, свободной конкуренцией и приоритетом договорного механизма регулирования отношений между хозяйствующими субъектами.
В 1990 — начале 2000 г. принимается ряд законодательных актов,
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 18 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
направленных на построение системы обязательного пенсионного страхования, при которой
-
право на получение пенсионного обеспечения ставится в зависимость от уплаты страховых взносов работодателем,
-
размер пенсии прямо пропорционален сумме перечисленных за работника страховых взносов и
-
появляется возможность формировать пенсионные накопления.
С 2012 г. отсчитывается очередной этап реформирования системы обязательного пенсионного страхования, который призван решить ряд назревших в этой сфере проблем как экономического, так и демографического характера.
25 декабря 2012 г. Правительство РФ утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации,
Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развитая пенсионной системы РФ»
где сформулированы ключевые направления государственной политики в области обязательного пенсионного страхования на период до 2030 г.
Во исполнение указанной Стратегии в конце 2013 г. был принят пакет законов, вносящих существенные коррективы в ранее действовавшую систему обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
В то же время, признавая себя социальным государством, Российская Федерация не вправе отказаться от гарантированного пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств.
В противном случае это лишало бы пенсионного обеспечения тех нетрудоспособных, которые не относятся к категории застрахованных лиц.
Таким образом, по состоянию на 2015 г. в Российской Федерации сложились три формы пенсионного обеспечения:
-
обязательное пенсионное страхование;
-
государственное пенсионное обеспечение и
-
негосударственное пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями в пользу застрахованных лиц и аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ.
В форме обязательного пенсионного страхования назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:
-
страховые пенсии:
-
по старости (в т. ч. досрочные);
-
по инвалидности;
-
по случаю потери кормильца.
-
-
накопительные пенсии.
Государственное пенсионное обеспечение - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных
-
на компенсацию гражданам их заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности);
-
либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
-
либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
-
либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
На основе ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета в отношении строго определенных законом категорий субъектов, которые не относятся к числу застрахованных лиц и не подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В форме государственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:
пенсии по государственному пенсионному обеспечению
-
за выслугу лет;
-
по старости;
-
по инвалидности;
-
по случаю потери кормильца;
-
социальные пенсии.
Негосударственное пенсионное обеспечение - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления негосударственного пенсионного обеспечения, которая основывается на соглашении между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и вкладчиком фонда.
На основе ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольных началах за счет пенсионных взносов, уплачиваемых вкладчиком в НПФ.
В форме негосударственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:
негосударственные пенсии
-
по старости (в т.ч. досрочные);
-
по инвалидности;
-
по случаю потери кормильца;
-
по иным пенсионным основаниям, установленным законодательством РФ или пенсионным договором.