Система пенсионного обеспечения в РоссииПроизошедшее на рубеже 80-90-х гг. XX века коренное изменение формы Российского государства на базе перестроения экономических отношений в соответствии с принципами рыночной саморегуляции

обусловило необходимость реформирования действовавшей до этого советской модели пенсионной системы.

Единая универсальная форма государственного социального обеспечения, которая установилась в советской России, предполагала предоставление пенсионного обеспечения исключительно за счет бюджетных ассигнований и не устанавливала прямой зависимости размера пенсии от утраченного при наступлении нетрудоспособности заработка.

Такая модель пенсионной системы не соответствовала новым условиям рыночной экономики с ее многообразием форм собственности, свободной конкуренцией и приоритетом договорного механизма регулирования отношений между хозяйствующими субъектами.

В 1990 — начале 2000 г. принимается ряд законодательных актов,

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 18 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

направленных на построение системы обязательного пенсионного страхования, при которой

  • право на получение пенсионного обеспечения ставится в зависимость от уплаты страховых взносов работодателем,

  • размер пенсии прямо пропорционален сумме перечисленных за работника страховых взносов и

  • появляется возможность формировать пенсионные накопления.

С 2012 г. отсчитывается очередной этап реформирования системы обязательного пенсионного страхования, который призван решить ряд назревших в этой сфере проблем как экономического, так и демографического характера.

25 декабря 2012 г. Правительство РФ утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации,

Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развитая пенсионной системы РФ»

где сформулированы ключевые направления государственной политики в области обязательного пенсионного страхования на период до 2030 г.

Во исполнение указанной Стратегии в конце 2013 г. был принят пакет законов, вносящих существенные коррективы в ранее действовавшую систему обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

В то же время, признавая себя социальным государством, Российская Федерация не вправе отказаться от гарантированного пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств.

В противном случае это лишало бы пенсионного обеспечения тех нетрудоспособных, которые не относятся к категории застрахованных лиц.

Таким образом, по состоянию на 2015 г. в Российской Федерации сложились три формы пенсионного обеспечения:

  • обязательное пенсионное страхование;

  • государственное пенсионное обеспечение и

  • негосударственное пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями в пользу застрахованных лиц и аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ.

В форме обязательного пенсионного страхования назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:

  • страховые пенсии:

    • по старости (в т. ч. досрочные);

    • по инвалидности;

    • по случаю потери кормильца.

  • накопительные пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных

  • на компенсацию гражданам их заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности);

  • либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

  • либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

  • либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

На основе ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета в отношении строго определенных законом категорий субъектов, которые не относятся к числу застрахованных лиц и не подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В форме государственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:

пенсии по государственному пенсионному обеспечению

  • за выслугу лет;

  • по старости;

  • по инвалидности;

  • по случаю потери кормильца;

  • социальные пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления негосударственного пенсионного обеспечения, которая основывается на соглашении между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и вкладчиком фонда.

На основе ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольных началах за счет пенсионных взносов, уплачиваемых вкладчиком в НПФ.

В форме негосударственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:

негосударственные пенсии

  • по старости (в т.ч. досрочные);

  • по инвалидности;

  • по случаю потери кормильца;

  • по иным пенсионным основаниям, установленным законодательством РФ или пенсионным договором.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ