Формирование системы пенсионного обеспечения в РоссииО зачатках государственного пенсионного обеспечения на территории России впервые упоминается еще в древних летописях.

Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих воинов в случае ранения и по достижении ими старости.

Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на все более регулярную основу.

Так в 1663 г. указами царя Алексея Михайловича раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки воинов, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым военным значительно  усилилось.

Их стремились устроить  так, чтобы по окончании воинской службы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь военным, получившим ранения и инвалидность за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции социальной поддержки военных со стороны государства продолжались и развивались.

Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны военных, вышедших в отставку. Размеры пенсий военным также были увеличены.

В основном пенсионное обеспечение в то время распространялось только на государственных служащих и военных.

Со второй половины XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.

Был принят закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах.

При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия.

Эту систему пенсионного обеспечения назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении уже на системном уровне стали осуществляться после социалистической революции.

В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок  к пенсиям военно-увечных».

В 1918 г. вышло Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков.

В 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Уровень пенсионного обеспечения при этом зависел от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

В 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны.

Из этого бюджета производились  расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.

Эта система пенсионного обеспечения сохранялась вплоть до распада СССР.

В 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам советская система пенсионного обеспечения исчерпала свои возможности.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены  быстро росли, что снижало уровень социального обеспечения пенсионеров.

Проведенные в то время расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы попытались путем увеличения доходной части пенсионной системы.

Для этого необходимо было разработать систему, в которой  был бы стимул к уплате страховых отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Стимулом в таком случае могла послужить уверенность работающих граждан, что пенсионные взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

В начале 2000-х годов Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы.

Ее главная цель - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.

В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

За прошедшие с тех пор почти полтора десятка лет данная модель пенсионного обеспечения несколько раз реформировалась и продолжает реформироваться до сих пор.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ