Новый закон о ветеранах боевых действий:Статус участников и ветеранов боевых действий. Различие

Действующее в настоящее время в РФ законодательство не разделяет участников боевых действий и ветеранов боевых действий с точки зрения предоставления им выплат и льготы.

И участникам боевых действий, и ветеранам боевых действий на основании Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О ветеранах" присваивается звание ветерана боевых действий и выдается удостоверение ветерана боевых действий.

В статье 3 «Ветераны боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ "О ветеранах» приводится список лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий. При этом действующее законодательство к ветеранам боевых действий относит всех участников боевых действий, то есть всех тех, кто хотя бы один день провел в стране или регионе, где велись (ведутся) боевые действия.

Очевидно, при рассмотрении вопроса отнесения участников боевых действий к числу ветеранов боевых действий должны учитываться продолжительность его участия в боевых действиях (нахождения в зоне вооруженного конфликта), степень и форма участия, а также личные заслуги военнослужащего (служащего).

К примеру, в США право на социальные льготы предоставляется тем участникам боевых действий, кто, находился в зоне применения оружия не менее 6 дней в течение календарного месяца или 6 дней подряд в течение двух месяцев

Статус «участник боевых действий» встречается во многих нормативных актах, но нигде нет для него однозначного определения. Судебная практика уравнивает участников боевых действий с ветеранами боевых действий, по этой причине на участников боевых действий также распространяются положения Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Законопроект «О статусе участников боевых действий»

В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».

Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:

  • Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О ветеранах";

  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О статусе военнослужащих";

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об обороне";

  • Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении";

  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) "О воинской обязанности и военной службе";

  • Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»;

  • Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 (ред. от 01.09.2013) "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и другие.

Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:

  • многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,

  • которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.

Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:

  • статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,

  • в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.

Принятие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, обеспечит их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.


Однако Правительство РФ представило отрицательный отзыв на законопроект и проправительственное большинство депутатов (депутаты от Единой России), не допустило его рассмотрения.

Новый закон о ветеранах боевых действий: Предложения по льготам и выплатам для ветеранов боевых действий

Список федеральных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (льготы, выплаты и компенсации) закреплен в статье 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако за последние годы Закон о ветеранах претерпел довольно много изменений, в результате которых право на некоторые выплаты и льготы ветеранами боевых действий было утрачено. Но и те меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, которые остались на федеральном уровне, не соответствуют современным условиям жизни в стране и не могут существенно помочь ветеранам боевых действий.

Более того, нищенское ЕДВ вызывает у ветеранов боевых действий возмущение и недовольство существующей властью, а учитывая, что количество ветеранов боевых действий с каждым годом растет (так с 2005 по 2021 год их число выросло более чем в 1,5 раза и достигло по данным Росстата почти 1,5 миллиона человек) с этим опасно не считаться.

На портале «Российская общественная инициатива» (roi.ru) опубликована инициатива № 77Ф72559 (roi.ru/72559) о внесении дополнения в Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», текст которой предусматривает внесение изменений в закон и дополнение перечня льгот и выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий.

Законопроектом предусмотрено внесение в статью 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» изменений в части перечня льгот и выплат для ветеранов боевых действий:

  • льгот по пенсионному обеспечению;

  • льгот по предоставлению жилья;

  • льгот по оплате жилых помещений и ЖКХ;

  • льгот по мобильной связи;

  • льгот по медицинскому обслуживанию;

  • налоговых льгот;

  • льгот по бесплатному проезду;

  • ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

Льготы по пенсионному обеспечению ветеранов боевых действий

Пункт 1. 1:

  • изложить в следующей редакции «льготы по пенсионному обеспечению»;

  • дополнить следующим содержанием:

    • «расчёт трудового стажа для ветеранов боевых действий рассчитывается из соотношения – один день участия в военном конфликте к трём дням трудового стажа для расчёта пенсии»;

    • за боевые государственные награды, полученные за подвиги в период военной службы, ветеран боевых действий получает прибавки к пенсии из расчёта 10% за каждую медаль и 20% за каждый орден;

    • ветераны боевых действий имеют право выхода на пенсию по возрасту в 55 лет».

В пункте 1 статьи 16 действующей редакции Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 30 апреля 2021 года заявляется о льготах по пенсионному обеспечению, которых на деле нет.

Льготы по предоставлению жилья ветеранам боевых действий

Пункт 3:

  • изложить в редакции «обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ветераны боевых действий имеют возможность получить жильё или денежную компенсацию из расчёта стоимость жилья в данном регионе и в районе проживания ветерана.»

В пункте 3 статьи 16 действующей редакции Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 30 апреля 2021 года прописана дискриминационная дата 1 января 2005 года. В настоящее время право на получение жилья имеют лишь те ветераны боевых действий, что встали на учёт до этого срока, а тем, кто встал на учёт после этой даты, субсидия не полагается и жилье выдается по договору социального найма на общих основаниях с другими нуждающимися гражданами, стоящими в очереди (многодетными семьями, сиротами и т.д.).

Льготы по оплате жилых помещений и ЖКХ ветеранами боевых действий

Пункт 5:

  • изложить в следующей редакции «компенсация расходов на оплату жилых помещений:

    • платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);

    • взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади).

    • Компенсация платы за жилищно-коммунальные услуги, а проживающим в частном секторе за дровяное отопление.»

То есть предлагается дополнить действующий перечень предоставлением компенсации за жилищно-коммунальные услуги, а тем, кто проживает в частном секторе, выплачивать компенсацию за дровяное отопление.

Льготы ветеранам боевых действий по мобильной связи

Пункт 6:

  • изложить в следующей редакции «Ветераны боевых действий получают право бесплатного пользования мобильной связью за счёт федерального бюджета».

То есть предложено заменить право ветерана боевых действий на первоочередную установку квартирного телефона на право бесплатного пользования услугами мобильной связи за счет средств федерального бюджета.

Льготы ветеранам боевых действий по медицинскому обслуживанию

Пункт 8:

  • дополнить пунктами 81, 82, 83, 84 следующего содержания:

    • «Ежегодная диспансеризация ветеранов боевых действий проводится в медицинских учреждениях по месту жительства с направлением, в случае необходимости на стационарное лечение в госпитали ветеранов региона.

    • Ветераны боевых действий имеют право на внеочередное медицинское обслуживание во всех медицинских учреждениях Российской Федерации, при использовании электронных очередей для ветеранов боевых действий выделяется квота на приём к врачу, а его аккаунт на интернет-платформе «Госуслуги» получает право внеочередного медицинского обслуживания.

    • Все хронические заболевания, связанные с частичной или полной нетрудоспособностью ветерана боевых действий, относятся к военным травмам.

    • Право бесплатного обеспечения ежегодными путёвками на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту отдыха и обратно.»

Пункт 10:

  • изложить в следующей редакции:

    • «обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез, протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»».

Таким образом, все заболевания, связанные с частичной или полной нетрудоспособностью ветерана боевых действий, должны быть отнесены к военным травмам. Как правило, общие заболевания не связывают с участием в боевых действиях, а поэтому не даются доплаты к пенсиям.

Ветераны боевых действий должны иметь право получать бесплатно ежегодные путёвки на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту отдыха и обратно.

Из пункта 10 пункта должна быть убрана часть «кроме зубных протезов» потому, что в пенсионном возрасте зубопротезирование становиться необходимой частью сохранения здоровья.

Налоговые льготы и льготы по бесплатному проезду ветеранам боевых действий

Статью 16 дополнить в следующими пунктами:

  • «бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного транспорта с финансированием из федерального бюджета»;

  • «ветераны боевых действий освобождаются от налога на доходы физических лиц»;

  • «ветераны боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога независимо от количества лошадиных сил и региона».

Практика показывает, что перекладывание финансирования на региональные бюджеты льгот по транспорту приводит к тому, что часть регионов ссылаясь на убыточный бюджет региона вообще отказывают ветеранам боевых действий в праве на бесплатный проезд.

Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) ветеранам боевых действий

Статью 23.1 «Ежемесячная денежная выплата ветеранам» изложить в следующей редакции:

  • «Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере минимального прожиточного минимума принятым в РФ и

  • индексируется не менее одного раза в год.»

При выполнении такого условия размер ЕДВ для ветеранов боевых действий в 2021 году составил бы 12 702 рублей, в то время как сейчас размер выплаты составляет 3 212,04 рублей с учетом прошедшей с 1 февраля 2021 г. индексации на 4,9%.

Рассмотрение общественной инициативы и подготовленного законопроекта о внесении дополнений в Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах»

В настоящее время инициатива № 77Ф72559 и приложенный к ней законопроект проходит стадию сбора подписей в ее поддержку на портале «Российская общественная инициатива» (roi.ru/72559).

Для того, чтобы предложение рассмотрели в экспертной группе Правительства РФ, требуется собрать 100 тыс. подписей «ЗА» инициативу. Затем в течение 2-х месяцев с даты получения документов экспертная группа должна принять решение по законопроекту и подготовить свое заключение.

Оставить свой голос в поддержку или против предложенных изменений можно на странице roi.ru/72559, для этого необходимо авторизоваться с помощью учетной записи ЕСИА (Госуслуги).

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

САМЫЕ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ