Что такое "минимальный размер оплаты труда" (МРОТ)
С 1 мая 2018 года вступает в действие Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ "О внесении изменения в Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ред. от 28.12.2017 г.).
В соответствии с этими изменениями Статья 1 Федерального закона № 82-ФЗ излагается в следующей редакции:
- «Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.»
Основные положения Федерального закона № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в ред. от 07.03.2018 года:
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц:
-
начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года;
-
в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный статьей 1, вводится:
-
организациями, финансируемыми из бюджетных источников:
-
за счет средств соответствующих бюджетов,
-
внебюджетных средств, а также
-
средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
-
-
другими организациями:
-
за счет собственных средств.
-
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется:
-
для регулирования оплаты труда и
-
определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также
-
для иных целей обязательного социального страхования;
-
применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие:
-
размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления,
-
выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ),
-
производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, \
-
с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие:
-
порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей,
-
исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ),
-
производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам,
-
с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ):
-
производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам,
-
с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Динамика изменения МРОТ с 2000 по 2018 годы:
Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) | Сумма минимального размера оплаты труда (МРОТ), руб., в месяц |
Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда (МРОТ) |
с 1 мая 2018 г. | 11 163 | ФЗ от 07.03.2018 № 41-ФЗ |
с 1 июля 2017 г. | 7 800 | ФЗ от 19.12.2016 № 460-ФЗ |
с 1 июля 2016 г. | 7 500 | ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ |
с 1 января 2016 г. | 6 204 | ФЗ от 14.12.2015 № 376-ФЗ |
с 1 января 2015 г. | 5 965 | ФЗ от 01.12.2014 № 408-ФЗ |
с 1 января 2014 г. | 5 554 | ФЗ от 02.12.2013 № 336-ФЗ |
с 1 января 2013 г. | 5 205 | ФЗ от 03.12.2012 № 232-ФЗ |
с 1 июня 2011 г. | 4 611 | ФЗ от 01.06.2011 № 106-ФЗ |
с 1 января 2009 г. | 4 330 | ФЗ от 24.06.2008 № 91-ФЗ |
с 1 сентября 2007 г. | 2 300 | ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ |
с 1 мая 2006 г. | 1 100 | ФЗ от 29.12.2004 № 198-ФЗ |
с 1 сентября 2005 г. | 800 | ФЗ от 29.12.2004 № 198-ФЗ |
с 1 января 2005 г. | 720 | ФЗ от 29.12.2004 № 198-ФЗ |
с 1 октября 2003 г. | 600 | ФЗ от 01.10.2003 № 127-ФЗ |
с 1 мая 2002 г. | 450 | ФЗ от 29.04.2002 № 42-ФЗ |
с 1 июля 2001 г. | 300 | ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
с 1 января 2001 г. | 200 | ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
с 1 июля 2000 г. | 132 | ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Для наглядности эффективности принимаемых правительством мер по борьбе с нищетой населения приведена следующая таблица:
Страна | МРОТ, евро |
Люксембург | 1 999 |
Ирландия | 1 563 |
Нидерланды | 1 552 |
Бельгия | 1 532 |
Германия | 1 498 |
Венгрия | 412 |
Чехия | 407 |
Латвия и Литва | 380 |
Румыния | 275 |
Болгария | 235 |
Россия | 120 |
Источник: Eurostat |
Что такое "прожиточный минимум"
Правовую основу для определения величины прожиточного минимума в РФ устанавливает Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017 г.)
Этим Федеральным законом вводятся понятия прожиточного минимума, потребительской корзины и среднедушевого дохода семьи:
-
прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
-
потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;
-
среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум определяется отдельно для федерального уровня и для регионального уровня:
-
прожиточный минимум в целом по РФ и
-
прожиточный минимум в субъектах РФ.
Статья 2 «Назначение прожиточного минимума» Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017 г.)
Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается:
-
для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
-
для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
-
для формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается:
-
для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
-
для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
-
для формирования бюджетов субъектов РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании:
-
потребительской корзины и
-
данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и
-
расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Что такое "потребительская корзина"
Правовую основу для определения величины потребительской корзины в РФ устанавливает Федеральный закон от 2.12.2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017 г.).
В соответствии с этим Федеральным законом:
-
потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в 5 лет;
-
продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):
Наименование продуктов питания, входящих в состав потребительской корзины | Единица измерения | Объем потребления продуктов питания (в среднем на одного человека в год) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | штук | 210 | 200 | 201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,5. |
- устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):
Наименование | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети |
Непродовольственные товары | 50 | 50 | 50 |
Услуги | 50 | 50 | 50 |
Политика Правительства по изменению величины прожиточного минимума
Таблица значений прожиточного минимума в РФ по кварталам:
Период | Величина прожиточного минимума, руб./мес. | Постановление Правительства РФ | |||
На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | ||
IV квартал 2017 | 9 786 | 10 573 | 8 078 | 9 603 | Проект |
III квартал 2017 | 10 328 | 11 160 | 8 496 | 10 181 | № 1490 от 08.12.2017 |
II квартал 2017 | 10 329 | 11 163 | 8 506 | 10 160 | № 1119 от 19.09.2017 |
I квартал 2017 | 9909 | 10 701 | 8 178 | 9 756 | № 730 от 20.06.2017 |
IV квартал 2016 | 9691 | 10 466 | 8 000 | 9 434 | № 352 от 30.03.2017 |
III квартал 2016 | 9889 | 10 678 | 8 136 | 9 668 | № 1275 от 01.12.2016 |
II квартал 2016 | 9956 | 10 722 | 8 163 | 9 861 | № 882 от 06.09.2016 |
I квартал 2016 | 9776 | 10 524 | 8 025 | 9 677 | № 511 от 09.06.2016 |
IV квартал 2015 | 9452 | 10 187 | 7 781 | 9 197 | № 178 от 10.03.2016 |
III квартал 2015 | 9673 | 10 436 | 7 951 | 9 396 | № 1291 от 30.11.2015 |
II квартал 2015 | 10 017 | 10 792 | 8 210 | 9 806 | № 902 от 28.08.2015 |
I квартал 2015 | 9 662 | 10 404 | 7 916 | 9 489 | № 545 от 04.06.2015 |
IV квартал 2014 | 8 234 | 8 885 | 6 785 | 7 899 | № 260 от 21.03.2015 |
III квартал 2014 | 8 086 | 8 731 | 6 656 | 7 738 | № 1321 от 05.12.2014 |
II квартал 2014 | 8 192 | 8 834 | 6 717 | 7 920 | № 905 от 06.09.2014 |
I квартал 2014 | 7 688 | 8 283 | 6 308 | 7 452 | № 586 от 26.06.2014 |
Очевидно, что прожиточный минимум — это условная величина. Нормально жить на прожиточный минимум нельзя, можно только не умереть с голоду. Поэтому вопрос, что считать прожиточным минимумом, — является явно политическим. От его значения зависит размер социальных субсидий.
Экономия для Правительства от понижения величины прожиточного минимума весьма ощутимая:
-
размер прожиточного минимума остается основным критерием, на основании которого семьи или отдельные граждане признаются малоимущими и получают право на социальные пособия или льготы;
-
это также важно для пенсионеров, размер пенсии которых не дотягивает до прожиточного минимума - тогда они получают право на доплату к пенсии;
-
величина прожиточного минимума также учитывается при расчете стипендий.
Низкий показатель прожиточного минимума выгоден Правительству:
-
можно «снизить» численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за счет снижения величины прожиточного минимума,
-
в то же время реальные доходы россиян продолжают падать и все больше россиян оказываются за чертой бедности.