Законодательство РФ устанавливает специальные правила улучшения жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидовЗаконодательство РФ устанавливает специальные правила улучшения жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые встали на жилищный учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

При этом учитываются:

  • общее количество человек, имеющих право на улучшение жилищных условий;

  • общая площадь жилья 18 кв. метров и

  • средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по региону.

Определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Жилищный кодекс РФ устанавливает ряд общих условий для предоставления инвалидам жилых помещений по договорам социального найма.

Условие 1. Признание инвалида малоимущим.

Инвалиды признаются малоимущими органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

Условие 2. Признание инвалида нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таковыми признаются инвалиды:

  • не имеющие жилых помещений ни в собственности, ни по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения);

  • имеющие жилые помещения в собственности либо по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения), но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (т. е. минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер обшей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма).
В частности, по г. Москве учетная норма составляет 10 кв. метров на человека для отдельных квартир и 15 кв. метров - для коммунальных квартир (Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

  • проживающие в помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 269)

  • имеющие жилые помещения в собственности либо по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения) и проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
    При этом не имеется иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
    Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378.

(Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

В Правилах предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901,

(Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»).

перечисляется ряд дополнительных оснований, по которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий для постановки их на учет: 

  • проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

  • проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

  • проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Оговаривается, что при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов должно учитываться также их право на дополнительную жилую площадь.

На уровне регионов могут вводиться дополнительные основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так, согласно Закону г. Москвы от 15 января 2003 г. № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», граждане из числа инвалидов I или II группы, которые проживают в Москве не менее 40 лет в общей сложности и из них не менее 5 последних лет в коммунальной квартире, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет вместе с членами их семей.

При этом должно соблюдаться условие об отсутствии у таких граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также дополнительно предусматривает ряд специальных правил обеспечения инвалидов жильем:

  • инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.
    На сегодняшний день действует Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
    При этом Минздравом России уже утвержден новый перечень, в котором уточняются некоторые виды заболеваний, он вступит в силу после отмены предыдущего перечня заболеваний;

(Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»).

  • инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания и желают получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат постановке на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами;

  • дети-инвалиды, которые являются сиротами или остались без попечения родителей и проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, с наступлением совершеннолетия (18 лет) обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, если в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации они способны осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

  • если инвалид занимает жилое помещение по договору социального найма, это жилье сохраняется за ним в случае помещения инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания, в течение 6 месяцев;

  • жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которые оборудованы специально для проживания инвалидов и предоставляются по договорам социального найма, в случае освобождения в первую очередь заселяются другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Кроме того, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Для этого в органы местного самоуправления подается соответствующее заявление с приложением справки об инвалидности.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту жительства (специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом), так и по месту работы (на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении). Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вправе состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно и по месту работы, и по месту жительства.

Для постановки на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нужно подать:

  • заявление с приложением выписки из домовой книги;

  • копии финансового лицевого счета;

  • копии справки об инвалидности,

  • копии индивидуальной программы реабилитации инвалида и

  • других документов с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т. п.).

Следует отметить, что вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления жилых помещений инвалидам вне очереди.

Действует общее правило, по которому все жилье предоставляется строго в порядке очередности, в зависимости от времени, когда нуждающийся в улучшении жилищных условий был поставлен на учет.

При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должны учитываться рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближенность к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).

Занимаемые инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, жилые помещения могут быть заменены по их желанию на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (например, с целью переселения с верхних этажей домов на нижние, приближения к месту жительства родных, близких и т. п.).

Обеспечение жилищных прав инвалидов осуществляется также через систему льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% от:

  • платы за наем и за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

  • платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

  • платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг;

  • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

При этом оговаривается, что указанные меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (т. е. как в государственных, муниципальных, так и в частных жилых помещениях), и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Кроме того, дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нужно обратиться в организацию, осуществляющую сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (домоуправляюшие компании, коммунальные предприятия и т. п.). Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка об инвалидности.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ введен механизм замены социальных льгот денежной компенсацией (так называемая «монетизация»). В соответствии с этой концепцией, с 2010 г. льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (ЕДК).

Это не означает, что льготы для инвалидов перестали действовать, изменился лишь механизм их реализации. Коммунальные услуги оплачиваются льготниками в 100%-ном размере, а через органы социальной защиты на счет инвалида перечисляется компенсация в денежном размере, эквивалентном размеру его льгот.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ: ЛЬГОТЫ ИНВАЛИДАМ