Дефолт эмитента облигаций.
В нормальной экономической ситуации дефолты эмитентов облигаций случаются крайне редко.
За период с 2001 года по 2007 год на российском рынке случилось всего 5 дефолтов. Но во время кризиса 2008 года количество дефолтов эмитентов облигаций перевалило за сотню.
Не стоит воспринимать страшное слово «дефолт» как синоним слов «потеря всех вложений».
Дефолт означает «всего лишь» неспособность эмитента, в том числе эмитента облигаций, исполнить свои обязательства в срок.
Обычно то, что эмитент не сможет рассчитаться по облигациям вовремя, ясно задолго до даты погашения облигации, и это отражается на рыночной цене облигаций:
-
более информированные инвесторы начинают быстро распродавать облигации,
-
что приводит к существенному падению цены облигаций.
Покупателями таких облигаций выступают другие информированные профессионалы фондового рынка, которые:
-
собираются принимать активное участие в ходе процедуры банкротства эмитента облигаций
-
или у которых есть основания предполагать, что эмитент сможет справиться с трудностями и рассчитается по облигациям лишь с небольшой задержкой.
Соответственно, для частного инвестора, владеющего такими облигациями, существует два возможных варианта действий в этой ситуации:
-
продать облигации, не дожидаясь дефолта, или
-
поучаствовать в судебных разбирательствах и процедуре банкротства эмитента облигаций.
Падение цены облигации при появлении проблем у эмитента может быть весьма сильной. Например, проблемы нефтеперерабатывающего завода могут вызвать падение цены облигаций на 15–25% от номинальной стоимости облигаций.
В 2008 году трудности компании «Дикая Орхидея» привели к падению цены облигаций компании до 25% от номинала, а облигации РБК опускались в то же время до 2% от номинала.
Банкротство компании-эмитента облигаций также не всегда приводит к полной потере вложений в облигации этой компании.
Например, при банкротстве компании «ЮКОС» все держатели облигаций компании смогли вернуть свои вложения. Правда процедура банкротства продолжалась в течение приблизительно двух лет.
Но вот при банкротстве банка Кредиттраст держатели облигаций не получили ничего.
В целом, чем больше у эмитента облигаций реальных активов в виде недвижимости, оборудования, товарных запасов и тому подобного, тем больше вероятность, что при банкротстве компании удастся вернуть хотя бы часть вложенных в облигации средств.
В следующий раз мы рассмотрим, какие налоги частный инвестор должен платить по операциям с облигациями.