Порядок уплаты земельного налога в последние годы
весьма существенно изменился. Но прежде чем говорить об этих изменениях в налоговом законодательстве в части налога на землю, разберемся с самим понятием земельного налога.
Что такое земельный налог
В соответствии со статьей 65 «Платность использования земли» Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 15 «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ земельный налог, также как и налог на имущество физических лиц, относится к местным налогам.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов. Средства от уплаты налога за пользование землями муниципального образования направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 «Общие положения» главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается:
-
Налоговым кодексом РФ и
-
нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Кто уплачивает земельный налог (плательщики земельного налога)
Земельный налог должны уплачивать лица, которые владеют земельными участками:
-
на праве собственности,
-
на праве постоянного (бессрочного) пользования или
-
на праве пожизненного наследуемого владения.
Если же земельный участок, находятся у физического лица:
-
на праве безвозмездного срочного пользования или
-
был ему передан по договору аренды,
земельный налог платить ему не нужно.
Объект налогообложения по земельному налогу
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.
(статья 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговый период для уплаты земельного налога
Для физических лиц налоговым периодом для уплаты земельного налога является – год.
Налоговая база для расчета земельного налога в 2018 году
В 2015 году в России был принят ряд поправок в налоговое законодательство, согласно которым полностью изменился порядок начисления земельного налога.
С 2016 года сумма налога на земельные участки и недвижимость будет определяться с учетом кадастровой стоимости имущества. Величина кадастровой стоимости имущества максимально приближена к рыночной стоимости.
Напомню, ранее до 2016 года земельный налог (налог на имущество) рассчитывали на основании балансовой стоимости. Данная величина была значительно ниже кадастровой, поэтому сумма налоговых платежей была не очень ощутимой для россиян.
Итак, с 2016 года налоговая база для расчета земельного налога определяется:
-
как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ,
-
по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом,
-
по сведениям государственного кадастра недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом:
-
определяется налоговыми органами на основании
-
сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности - в равных долях.
Льготное исчисление налоговой базы для расчета земельного налога
Налоговая база для расчета земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей для следующих категорий налогоплательщиков:
(п. 5 статьи 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ)
-
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
-
инвалидов I и II групп инвалидности;
-
инвалидов с детства;
-
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
-
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и
в соответствии с Законом РФ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
-
физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
-
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Если размер не облагаемой земельным налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Налоговые ставки для расчета земельного налога
Налоговые ставки для расчета земельного налога устанавливаются муниципальными образованиями и не могут превышать:
(Статья 394 «Налоговая ставка» Налогового кодекса РФ)
Налоговые ставки для расчета земельного налога |
|
Характеристика земельного участка | Налоговая ставка |
Отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства | 0,3 |
Занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства | |
Приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; | |
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса РФ) | |
Прочие земельные участки | 1,5 |
В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Расчет земельного налога для физических лиц
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по формуле
S = ( (Кст х Д) - Н ) х Ст х Кв х К2 х Кл, где:
S – исчисленная сумма земельного налога;
Кст – кадастровая стоимость земельного участка;
Д - доля налогоплательщика в праве на земельный участок;
Н – не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы;
Ст – налоговая ставка;
Кв – коэффициент владения земельным участком, который применяется для исчисления налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода;
К2 – коэффициент 2, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства (исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости);
Кл – коэффициент налоговой льготы. Определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Для справки. По вопросу увеличения земельного налога с физических лиц
(Выдержки из письма Министерства финансов РФ 3 февраля 2016 г. N 03-05-06-02/5239)
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Статьей 390 Кодекса определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" государственная кадастровая оценка проводится по решению
-
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или
-
в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости земельного участка, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Пунктом 1 статьи 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для лиц, владеющих личным подсобным хозяйством, а также занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог.
Комментарии
10 000 – льгота как ветерану БД.
Вместе с тем обращаю Ваше внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так что решение вопросов, связанных с освобождением ветеранов военной службы от уплаты земельного налога, находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. Поинтересуйтесь в местной администрации по поводу льгот по земельному налогу.
Это не так. C 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений ОБЯЗАНЫ самостоятельно сообщать в ФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств. Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2015 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2016 года. Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в налоговую инспекцию лично.
• лично обратившись в территориальный орган ФНС по месту жительства;
• через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС;
• при помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг;
• через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).