Федеральная и региональная государственная социальная помощьЧто относится к полномочиям федерального уровня и регионального уровня в части государственной социальной помощи

определено в статьях 4, 4.1 и 5 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (на 1 января 2015 г.).

Полномочия федерального уровня в области оказания государственной социальной помощи

К ведению федерального уровня в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

  • разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем

предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Федеральные полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти регионального уровня

К федеральным полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся

следующие полномочия по организации социального обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц,

имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

  • осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

  • организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление указанных переданных на региональный уровень полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление указанных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из:

  • численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

  • норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер на государственную социальную помощь и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

  • принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи;

  • издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий;

  • устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

  • устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

  • в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство РФ предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления региональными органами государственной власти переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  • самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

  • обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций на оказание государственной социальной помощи, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи

Региональные власти

  • принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи,

    в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи",

  • а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Предоставление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий,

  • является расходным обязательством субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос

  • о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления

государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru