Федеральная и региональная государственная социальная помощьЧто относится к полномочиям федерального уровня и регионального уровня в части государственной социальной помощи

определено в статьях 4, 4.1 и 5 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (на 1 января 2015 г.).

Полномочия федерального уровня в области оказания государственной социальной помощи

К ведению федерального уровня в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

  • разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем

предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Федеральные полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти регионального уровня

К федеральным полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся

следующие полномочия по организации социального обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц,

имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

  • осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

  • организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление указанных переданных на региональный уровень полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление указанных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из:

  • численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

  • норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер на государственную социальную помощь и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

  • принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи;

  • издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий;

  • устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

  • устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

  • в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство РФ предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления региональными органами государственной власти переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  • самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

  • обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций на оказание государственной социальной помощи, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий на оказание государственной социальной помощи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи

Региональные власти

  • принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи,

    в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи",

  • а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Предоставление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий,

  • является расходным обязательством субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос

  • о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления

государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по поводу получения социальных льгот, пособий, выплат и субсидий, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Если вы не смогли найти здесь нужной вам информации, задайте свой вопрос мне лично в комментариях или в разделе «Контакты».

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru