Правовую основу для определения величины прожиточного минимума в РФ устанавливает Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134-ФЗЗаконодательное регламентирование величины прожиточного минимума и потребительской корзины в России

Правовую основу для определения величины прожиточного минимума в РФ устанавливает Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Правовую основу для определения величины потребительской корзины в РФ устанавливает Федеральный закон от 2.12.2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Федеральный закон № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

В Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вводятся следующие понятия:

  • прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

  • потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается:

ч.1 ст.2 Федерального закона № 134-ФЗ

  • для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

  • для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

  • для формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается:

ч.2 ст.2 Федерального закона № 134-ФЗ

  • для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

  • для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

  • для формирования бюджетов субъектов РФ.

Определение потребительской корзины, порядок ее установления:

ст.3 Федерального закона № 134-ФЗ

  • потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет;

  • потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах РФ - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.

Потребительская корзина в целом по РФ устанавливается федеральным законом:

Федеральный закон от 2.12.2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

  • одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по РФ в Государственную Думу вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по РФ.

Потребительская корзина в субъектах РФ:

  • устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения;

  • методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ утверждаются Правительством РФ.

Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

ст.4 Федерального закона № 134-ФЗ

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании:

  • потребительской корзины и

  • данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и

  • расходов по обязательным платежам и сборам.

Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации  - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума пенсионеров в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается:

  • на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания

  • ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Величина прожиточного минимума пенсионеров в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается:

  • на основании потребительской корзины и

  • данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания

  • ежегодно законом субъекта РФ и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ до сведения Пенсионного фонда РФ не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах РФ:

  • семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки;

  • условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

  • порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом;

  • сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума в 2017 году по регионам России

    Прожиточный минимум, рублей
  Субъект РФ Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей
1 Москва 18530 11428 14009
2 Санкт-Петербург 10988 7992 9617
3 Севастополь 9512 7290 9084
4 Адыгея 8425 6702 7983
5 Алтай 9414 7723 9050
6 Башкортостан 8707 6904 8240
7 Бурятия 9471 7434 9246
8 Дагестан 8549 6783 8252
9 Ингушетия 8583 6930 8496
10 Кабардино-Балкария 8568 6700 8112
11 Калмыкия 7861 7023 7440
12 Карачаево-Черкесия 8302 6610 7928
13 Карелия 11080 8895 9765
14 Коми 12293 9658 11613
15 Крым 9739 7480 9484
16 Марий Эл 8622 6835 8190
17 Мордовия 8255 6575 7669
18 Саха (Якутия) 15561 12328 15043
19 Северная Осетия — Алания 8622 6830 8223
20 Татарстан 8170 6276 7525
21 Тыва (Тува) 9749 7659 9760
22 Удмуртия 8740 6941 8186
23 Хакасия 9487 7444 9420
25 Чувашия 8402 6689 7980
26 Алтайский край 9135 7170 8524
27 Забайкальский край 9696 7618 9497
28 Камчатский край 18327 14647 18667
29 Краснодарский край 10086 7722 8940
31 Пермский край 9730 8701 10258
32 Приморский край 11885 9255 11952
33 Ставропольский край 7954 6323 7646
34 Хабаровский край 12857 9974 12696
35 Амурская область 11006 8628 10719
36 Архангельская область 12419 9893 11166
37 Астраханская область 8417 6680 8476
38 Белгородская область 8363 6698 7564
39 Брянская область 9020 7199 8132
40 Владимирская область 9616 7641 8765
41 Волгоградская область 9193 7210 8503
42 Вологодская область 10174 8027 9142
43 Воронежская область 7535 6048 6781
44 Ивановская область 9694 7688 8825
45 Иркутская область 9866 7726 9442
46 Калининградская область 9431 7479 8377
47 Калужская область 9314 7419 8446
48 Кемеровская область 9036 7096 8850
49 Кировская область 9017 7130 8484
50 Костромская область 9357 7426 8423
51 Курганская область 9071 7255 8808
52 Курская область 8326 6672 7643
53 Ленинградская область 9013 7401 8415
54 Липецкая область 8553 6855 7956
55 Магаданская область 17467 13621 17478
56 Московская область 12990 9071 11373
57 Мурманская область 12875 10481 12615
58 Нижегородская область 9290 7134 8765
59 Новгородская область 8801 6987 7939
60 Новосибирская область 10386 8067 9961
61 Омская область 8697 6845 8277
62 Оренбургская область 8263 6627 7927
63 Орловская область 8938 7151 8224
64 Пензенская область 8037 6408 7395
65 Псковская область 10026 7907 9012
66 Ростовская область 9483 7474 9307
67 Рязанская область 8660 6955 7809
68 Самарская область 9557 7150 8586
69 Саратовская область 8377 6656 7890
70 Сахалинская область 13607 10488 13466
71 Свердловская область 9934 7888 9483
72 Смоленская область 10329 8125 9360
73 Тамбовская область 8252 6630 7384
74 Тверская область 9696 7683 9217
75 Томская область 10315 8064 10095
76 Тульская область 9104 7507 8314
77 Тюменская область 9934 7784 9514
78 Ульяновская область 8918 7055 8309
79 Челябинская область 9574 7616 9190
80 Ярославская область 9230 7097 8425
81 Еврейская АО 11640 9050 11487
82 Ненецкий АО 18357 14540 18817
83 Ханты-Мансийский АО — Югра 13294 10341 12048
84 Чукотский АО 18002 13050 18175
85 Ямало-Ненецкий АО 16052 12635 15076

Федеральный закон от 2.12.2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

Вступил в силу 1 января 2013 года

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет.

Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, установлены в следующих составе и объемах:

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
    Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 77,6
Картофель кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7
Яйца штук 210 200 201
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,5


Установлены следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Наименование Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Непродовольственные товары 50 50 50
Услуги 50 50 50

Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания пенсионера.

Федеральная социальная доплата выплачивается Пенсионным фондом и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального прожиточного минимума.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсии;

  • дополнительного социального обеспечения;

  • ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг;

  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно.

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Политика Правительства по изменению величины прожиточного минимума

Очевидно, что прожиточный минимум — это условная величина. Прожить на прожиточный минимум нельзя, можно только не умереть с голоду. Поэтому вопрос, что считать прожиточным минимумом, — является явно политическим. От его значения зависит размер социальных субсидий.

Экономия для Правительства Медведева от понижения величины прожиточного минимума весьма ощутимая:

  • по закону размер прожиточного минимума остается основным критерием, на основании которого семьи или отдельные граждане признаются малоимущими и получают право на социальные пособия или льготы.

Это также важно для пенсионеров, размер пенсии которых не дотягивает до прожиточного минимума:

  • тогда они получают право на доплату к пенсии.

Величина прожиточного минимума также учитывается при расчете стипендий.

Низкий показатель прожиточного минимума выгоден Правительству:

  • по данным Росстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума «сократилась» (за счет снижения величины прожиточного минимума) на 300 тыс. человек, до 21,4 млн, в первом полугодии 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года .

В то же время реальные доходы россиян в 2016 году продолжали падать и снизились на 5,9% по сравнению с 2015 годом. С ухудшением экономической ситуации в стране все больше россиян оказываются за чертой бедности.

Таблица значений прожиточного минимума в России по кварталам

Период Величина прожиточного минимума, руб./мес. Постановление Правительства РФ
На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей
I квартал 2017 9909 10701 8178 9756 № 730 от 20.06.2017
IV квартал 2016 9691 10466 8000 9434 № 352 от 30.03.2017
III квартал 2016 9889 10678 8136 9668 № 1275 от 01.12.2016
II квартал 2016 9956 10722 8163 9861 № 882 от 06.09.2016
I квартал 2016 9776 10524 8025 9677 № 511 от 09.06.2016
IV квартал 2015 9452 10187 7781 9197 № 178 от 10.03.2016
III квартал 2015 9673 10436 7951 9396 № 1291 от 30.11.2015
II квартал 2015 10017 10792 8210 9806 № 902 от 28.08.2015
I квартал 2015 9662 10404 7916 9489 № 545 от 04.06.2015
IV квартал 2014 8234 8885 6785 7899 № 260 от 21.03.2015
III квартал 2014 8086 8731 6656 7738 № 1321 от 05.12.2014
II квартал 2014 8192 8834 6717 7920 № 905 от 06.09.2014
I квартал 2014 7688 8283 6308 7452 № 586 от 26.06.2014

Если у вас имеются какие-либо вопросы по поводу получения социальных льгот, пособий, выплат и субсидий, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Если вы не смогли найти здесь нужной вам информации, задайте свой вопрос в комментариях или в разделе «Контакты».

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru