Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностейОдним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право инвалидов на образование

без дискриминации и на основе равенства возможностей.

Конвенция о правах инвалидов на образование требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:

  • инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;

  • инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

  • обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;

  • инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

  • принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.

Государства-участники должны обеспечивать инвалидам возможность на равных с другими и в полной мере участвовать в образовательном процессе. Для этого необходимо:

  • содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества;

  • содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

  • привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля;

  • обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения.

Эту задачу реализуют в первую очередь органы управления в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения.

В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Инвалиды имеют право получать общее, профессиональное образование и профессиональное обучение в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам получения общего, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Образовательные организации должны создавать все необходимые условия для получения образования инвалидами по основным общеобразовательным программам, адаптированным для лиц, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, т. е. такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально создаются региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.

Решение о переводе ребенка на домашнее обучение принимается соответствующим отделом образования местной администрации с согласия родителей или иных законных представителей ребенка, на основании следующих документов:

  • письменного заявления от родителей (законных представителей) ребенка;

  • заключения врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.

(Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 170).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», порядок оформления отношений образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) по организации обучения на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В частности, по городу Москве отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, регулируются Законом г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Согласно этому Закону, для лиц, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не посещают образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) создаются условия для обучения на дому.

Обучение на дому организуется на основе договора между органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями).

Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.

Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

На сегодняшний день сохраняет свое действие Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный совместным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186.

Этот Перечень нуждается в пересмотре в связи с длительным сроком действия и изменившимися реалиями.

Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому:

Соматические заболевания:

  • Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.
  • Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).
  • Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.
  • Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.
  • Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.
  • Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.
  • Хронический нефрите нефротическим синдромом.
  • Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.
  • Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.
  • Тяжелые формы муковисцидоза.
  • Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.
  • Злокачественные новообразования различных органов.
  • Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

Неврологические заболевания:

  • Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.
  • Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.
  • Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания:

  • Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
  • Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).
  • Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
  • Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
  • Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания:

  • Экземы, распространенные в состоянии обострения.
  • Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
  • Псориатические эритродермии.
  • Артропатический псориаз.
  • Пруриго Гебра.
  • Дерматит Дюринга (в период обострения).
  • Ихтиозоформная эритродермия.
  • Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
  • Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
  • Острая красная волчанка.
  • Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологические заболевания:

  • Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
  • Эпилепсия в стадии обострения.
  • Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
  • Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
  • Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе вспомогательной школы:

  • Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:
    • развернутыми дневными эпилептическими припадками;
    • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • выраженным энцефалоастеническим состоянием;
    • синдромом двигательной расторможенности;
    • энкопрезом и дневным энурезом;
    • реактивным состоянием.
  • Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).
  • Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.
  • Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.
  • Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями

По общеобразовательным школам:

  • Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).
  • Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.
  • Операция на мозге.
  • Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.
  • Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

По вспомогательным школам:

  • Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.
  • Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.
  • Операция на мозге.
  • Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение)

По общеобразовательным школам

Соматические заболевания:

  • Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).
  • Гемофилия.
  • Гипопластическая анемия.

Психоневрологические заболевания:

  • Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.
  • Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфории).
  • Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.
  • Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения такой категории лиц.

Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Региональные органы государственной власти должны обеспечить получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень таких условий сформулирован в Требованиях к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн.

Здесь указан достаточно подробный перечень требований, предъявляемых к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания.

Сюда отнесены организационно-нормативные требования, требования к кадровому обеспечению, требования к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения, к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и сбережению здоровья, а также требования к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Инвалидам также предоставляются льготы при поступлении в вузы на бюджетные места. Согласно Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания имеют особое право получать высшее образование на бюджетных местах вузов в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований.

Им предоставляется преимущественное право зачисления. Кроме того, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (не сдавая ЕГЭ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования имеют право на бесплатное получение специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков за счет соответствующего бюджета.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ: ЛЬГОТЫ ИНВАЛИДАМ