С 1 июля снижаются чернобыльские пособия по уходу за ребенкомС 1 июля снижаются чернобыльские пособия по уходу за ребенком

Особенности выплаты ежемесячных социальных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 и до 3 лет в так называемой «чернобыльской зоне» (чернобыльские пособия) были рассмотрены ранее в материале «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: Особенности расчета пособия для отдельных категорий лиц» раздела «Социальная поддержка семей с детьми: Детские пособия».

До 1 июля 2016 года действовали «Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 439.

В соответствии с этими Правилами:

  • гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (постоянно проживающим или работающим в чернобыльской зоне) и
  • приравненным к ним категориям граждан (подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также гражданам из подразделений особого риска)

были установлены дополнительные социальные льготы при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно им назначаться и выплачиваться в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Однако в конце 2015 года, изыскивая средства для пополнения, трещащего по швам бюджета как всегда за счет социальных программ, Правительство объявило действующий ранее принцип выплат чернобыльских пособий по уходу за ребенком «дискриминационным и противоречащим Конституции РФ».

Кроме того, Правительственные чиновники посчитали неоправданно завышенными суммы декретных выплат чернобыльцам по месту работы, финансируемые из бюджета, что стало затруднительным для Правительства в условиях «кризиса».

И под этим предлогом появилась статья 8 Федерального закона № 388-ФЗ от 29.12.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (как красиво звучит!).

Сам Закон № 388-ФЗ вступил в силу с 1 января 2016 года, а эта статья 8 – с 1 июля 2016 года.

Данная статья 8 Федерального закона № 388-ФЗ, по сути, есть сокращение величины чернобыльского пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Для справки. Федеральный закон № 388-ФЗ был принят Госдумой большинством голосов депутатов партии «Единая Россия», одобрен Советом Федерации и подписан президентом.

Для справки. К так называемой «чернобыльской зоне» относятся населенные пункты согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074. Новый перечень вступил в силу с 21 октября 2015 г., местами подсократив эту чернобыльскую зону. Однако, несмотря на сохранение за населенными пунктами статуса «чернобыльской зоны», на уровне федерального законодательства приняты серьезные изменения в отношении объема мер социальной поддержки льготных категорий граждан этой зоны.

Для справки. Жители населенных пунктов, каких регионов России в большей или меньшей степени относятся к чернобыльской зоне:

  • Белгородской области
  • Брянской области
  • Воронежской области
  • Калужской области
  • Курской области
  • Ленинградской области
  • Липецкой области
  • Орловской области
  • Пензенской области
  • Рязанской области
  • Тамбовской области
  • Тульской области
  • Республики Мордовия
  • Ульяновской областьи.

Итак, пособия по уходу за ребенком в населенных пунктах, расположенных в этих регионах и включенных в специальный перечень, с 1 июля 2016 года должны начисляться по-новому.

Статьей 8 Федерального закона № 388-ФЗ изменены условия начисления и получения чернобыльских пособий по уходу за ребенком:

  • для тех, кто оформляет чернобыльское пособие по уходу за ребенком  после 1 июля 2016 года, отменяется возможность получать пособие на ребенка в удвоенном размере, которое рассчитывалось пропорционально среднему заработку, а вместо этого вводится фиксированная ежемесячная компенсация;

  • изменяются также минимальные сроки постоянного проживания в чернобыльской зоне, необходимые для получения права на получение чернобыльского пособия по уходу за ребенком. 

Все нововведения в порядок получения чернобыльского пособия по уходу за ребенком перечислены в статье 2 Федерального закона № 388-ФЗ.

До принятия 388-ФЗ сроки проживания в чернобыльской зоне не были установлены.

Это приводило к определенным злоупотреблениям из-за регистрации на загрязненных территориях без фактического проживания на них. Наиболее «ушлые» граждане регистрировались в загрязненной чернобыльской зоне для получения повышенных денежных выплат, хотя фактически проживают и работают в других регионах.

Так что данную норму 388-ФЗ можно считать уместной и своевременной.

Самое важное нововведение прописано в статье 2 Федерального закона 388-ФЗ относительно обновления п. 7 ст. 18 Федерального закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

  • 3000 рублей чернобыльского пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет — как прибавка к обычному ежемесячному пособию по уходу за ребенком (40% среднего заработка или в минимальном размере);

  • 6000 рублей пособия на ребенка от 1.5 до 3 лет — как самостоятельная ежемесячная компенсация, которая сейчас не предоставляется.

Как изменились условия предоставления чернобыльского пособия по уходу за ребенком

Чтобы обратиться за чернобыльским пособием по уходу за ребенком до 1.5 лет и до 3 лет, по новым правилам 388-ФЗ получатель пособия должен в обязательном порядке проживать в чернобыльской зоне минимум:

  • 1 год — в зоне отселения чернобыльской зоны;
  • 3 года — в зоне проживания чернобыльской зоны с правом на отселение;
  • 4 года — в зоне проживания чернобыльской зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Для детей, родившихся в любой из этих трех чернобыльских зон, а также для первого и следующего поколений детей, появившихся от облученных родителей, установленные ограничения не применяются.

Минимальные периоды проживания для тех, кто живет или работает в любой из трех чернобыльских зон, должны соблюдаться для оформления таких ежемесячных выплат (см. ст. 18, 19 Федерального закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"):

  • компенсации 200-230 руб. за питание с молочной кухни для детей до 3 лет;
  • компенсации 180 руб. на питание ребенка в детсаду;
  • компенсация 35-180 руб. на питание школьников.

Интересно. А пробовали ли чиновники, которые утвердили такие цифры прокормить на эти деньги своих детей?

Как изменился размер ежемесячного чернобыльского пособия по уходу за ребенком

По новому закону 388-ФЗ чернобыльское ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться в следующих размерах:

  • до того, как ребенку исполнится 1.5 года — ежемесячная выплата в обычном размере (40% от заработка) + фиксированная доплата в размере 3000 руб. за радиационный риск проживания в чернобыльской зоне;

  • для возраста ребенка от 1.5 лет и до 3 лет — только фиксированная сумма 6000 руб. в качестве возмещения вреда за риск проживания на загрязненной территории в чернобыльской зоне.

Ранее работающие и неработающие граждане, которые жили и работали в чернобыльской зоне, могли рассчитывать на разный размер пособия:

  • работающие 80%,

  • неработающие — двойной минимум.

Новый Закон 388-ФЗ уровнял ежемесячное чернобыльское пособие по уходу за ребенком для всех категорий получателей (как работающих, таки не работающих), сделав его в фиксированном размере.

При обосновании данной нормы Федерального закона 388-ФЗ чиновники приводили следующие аргументы:

  • работающие и неработающие жители чернобыльской зоны подвергаются одинаковому воздействию радиоактивной среды;

  • возмещение ущерба для здоровья, в том числе потенциального, является обязанностью государства и не может зависеть от взносов граждан на социальное страхование в Фонд социального страхования РФ.

Таким образом, по их утверждению, действующий ранее принцип выплат являлся дискриминационным и противоречил Конституции. Кроме того, он предполагал неоправданно (опять же с их точки зрения) завышенные суммы декретных выплат чернобыльцам по месту работы, финансируемые из бюджета.

Итак, приведенные выше сроки и условия предоставления ежемесячных чернобыльских пособий по уходу за ребенком должны применяться при обращении чернобыльцев за оформлением пособия уже после 01.07.2016 г. 

Чернобыльцы, оформившие пособия по уходу за ребенком до этого времени, смогут получать ежемесячные чернобыльские пособия по уходу за ребенком по-старому (например, двойное пособие на ребенка до 3 лет) вплоть до наступления оснований для прекращения выплаты чернобыльского пособия по уходу за ребенком.

Известие о том, что жители чернобыльской зоны с 1 июля 2016 года перестанут получать чернобыльского пособия по уходу за ребенком в двойном размере, вызвало широкий общественный резонанс. Особенное недовольство данная законодательная норма вызвала у граждан, здоровье которых действительно пострадало из-за постоянного проживания в чернобыльской зоне и которые имели до декрета хорошие заработки. Ведь 80% от высокой заработной платы могут составлять сумму во много раз большую, чем максимально возможные 6 000 руб.

В связи с этим во многих регионах страны в конце 2015 года прошли демонстрации несогласных с новой законодательной нормой. Но предотвратить или отменить ее они, как и следовало ожидать, не помогли.

Сравнение размера чернобыльского пособия по уходу за ребенком до и после принятия Закона 388-ФЗ

Сравним величины чернобыльских выплат пособий за полные 3 года с момента рождения ребенка по старым и новым правилам.

Таблица 1. Размер чернобыльского  пособия по уходу за ребенком до 30.06.2016 г.

Среднемесячный заработок женщины, руб. Размер чернобыльского  пособия на ребенка до 1.5 лет, руб. Размер чернобыльского  пособия на ребенка 1.5-3 лет, руб. Всего за 3 года, руб.
(ежемесячно двойной минимальный размер или 
80% среднего заработка)
минимальный 2 909 × 2 = 5 818 209 448
7 500 6 000 216 000
15 000 12 000 432 000
30 000 24 000 864 000


Таблица 2. Размер чернобыльского  пособия по уходу за ребенком до 3 лет с 01.07.2016 г.

Среднемесячный заработок женщины, руб. Размер чернобыльского  пособия на ребенка до 1.5 лет, руб. Размер чернобыльского  пособия на ребенка 1.5-3 лет, руб. Всего за 3 года, руб.
40% зарплаты + 3 000 фиксировано 6 000
минимальный 2 909 + 3 000 = 5 909 6 000 214 362
7 500 3 000 + 3 000 = 6 000 216 000
15 000 6 000 + 3 000 = 9 000 270 000
30 000 12 000 + 3 000 = 15 000 378 000


Таблица 3. Сравнительный анализ «заботы» правительственных чиновников о чернобыльцах

Среднемесячный заработок женщины, руб. Было до 30.06.2016 г., руб. Стало после 01.07.2016 г., руб. Разница, руб. Разница, %
минимальный 209 448 214 362 4 914 + 2,3
7 500 216 000 216 000 0 0,0
15 000 432 000 270 000 – 162 000 – 37,5
30 000 864 000 378 000 – 486 000 – 56,3


Из данных расчетов видно, что минимальные различия в сумме выплат чернобыльского  пособия по уходу за ребенком до и после принятия Закона 388-ФЗ достигаются только в случае получения пособия в размере, близком к минимальному.

Во всех остальных случаях чернобыльцы проигрывают от принятого Федерального закона 388-ФЗ.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

Комментарии  

# выплаты по чаэслиза 18.10.2016 23:16
ни как не могу понять вот этого.Чтобы обратиться за чернобыльским пособием по уходу за ребенком до 1.5 лет и до 3 лет, по новым правилам 388-ФЗ получатель пособия должен в обязательном порядке проживать в чернобыльской зоне минимум:
1 год — в зоне отселения чернобыльской зоны;
3 года — в зоне проживания чернобыльской зоны с правом на отселение;
4 года — в зоне проживания чернобыльской зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Для детей, родившихся в любой из этих трех чернобыльских зон, а также для первого и следующего поколений детей, появившихся от облученных родителей, установленные ограничения не применяются.
У моего второго ребенка в свидетельстве о рождении указано место которое считается зоной с социально экономическим статусом. То есть он рожден в чернобольской зоне. НО я так и не пойму имеем мы право на получение этих 3000 руб или нет. Проживание до рождения ребенка в этой зоне менее 4 лет.(3года 9 мес) прошу разъясните пожалуйста
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать