История становления системы пенсионного обеспечения РоссииДнем системы пенсионного обеспечения России по праву можно считать 6 декабря 1827 года.

Именно 6 декабря 1827 года Император Николай I:

  • утвердил "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" государственным военным и гражданским служащим и
  • подписал Указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1-го января 1828 года.

Таким образом, эту дату можно считать днем создания в России  Системы пенсионного обеспечения.

Пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее.

Однако, как отмечено в Указе Императора, "правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших".

Данным Указом и Уставом о пенсиях определены три принципиальных положения системы пенсионного обеспечения:

  • во-первых, система пенсионного обеспечения предполагала, что выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из Государственного Казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий". 

    И кроме того, "Суммы на производство пенсий и пособий всем лицам, в Государственную книгу внесенным, заимствуются из общих Государственных доходов, в главной смете ежегодно на сей предмет ассигнуемых").

  • во-вторых, система пенсионного обеспечения предусматривала, что размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К "Уставу о пенсиях...." (1827 г.) прилагалось "Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям", которым устанавливались девять разрядов пенсий.

  • в-третьих, в соответствии с этой системой пенсионного обеспечения вдовам и сиротам гражданских служащих должно быть гарантировано пенсионное обеспечение.

На финансирование указанных целей системы пенсионного обеспечения предназначались:

  • вычеты за повышение чинами;
  • отчисления с окладов жалования чиновников "по Гражданской части" свыше 500 рублей в год по 2 копейки с рубля, ниже 500 - по 1 копейке;
  • отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования. Отчисления не производились с пенсий вдов и сирот;
  • вычеты со всех окладов под названием "столовых денег" по 1 копейке с рубля,

При недостатке этих сумм в системе пенсионного обеспечения Указ о пенсионной системе предписывал дополнять их из общих сумм Государственного Казначейства.

"Столовые деньги" составляли значительные суммы: они были дополнительной половинной надбавкой к основному окладу жалования. Их сумма указывалась в штатном расписании.

Штатные расписания государственных учреждений того времени существенно отличались от современных.

Кроме оклада жалования в год для каждой должности устанавливались "столовые суммы" и "квартирные суммы", а также классы и разряды должности, "шитья на мундире" и пенсии.

Подготовка проекта закона о системе пенсионного обеспечения проводилась еще в царствование Александра I.

В Указе о пенсионной системе от 6 декабря 1827 года сказано: "Блаженные памяти Император Александр 1-ый, в чувствах справедливости, великой душе Его свойственных, находил весьма нужным дополнить сии давно уже признанные недостатки.... Мы в первые дни Царствования Нашего, при самом первоначальном обозрении Государственных дел, Повелели возобновить начавшиеся о сем в Государственном Совете соображения и привести их к окончанию".

На "окончание" доработки системы пенсионного обеспечения потребовалось около двух лет: срок для подготовки таких масштабных правительственных решений небольшой.

"Устав о пенсиях и единовременных пособиях" (Пенсионная система) состоял из 3-х частей:

  • "Правил для назначения пенсий и пособий",
  • "О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников" и
  • "О производстве пенсий и пособий".

В Уставе о пенсиях было 107 статей, но занимал он всего 10 типографских страниц. В последующие годы "Устав о пенсиях..." был дополнен новыми положениями и к 1873 году состоял из 6-ти глав и 243-х статей.

В рамках системы пенсионного обеспечения тогдашней России наряду с Общим Уставом о пенсиях действовали так называемые Особенные уставы о пенсиях и пособиях по некоторым ведомствам.

В системе пенсионного обеспечения величина пенсии зависела от "разряда. Разряд пенсии чиновника указывался в штатном расписании государственного учреждения.

Примеры применения системы пенсионного обеспечения

Директор Государственного Банка заведующий государственными сберегательными кассами получал в год содержание 6000 рублей. При увольнении в отставку ему назначалась пенсия (III разряд, 1-ая степень) 560 рублей 40 копеек, т.е. примерно 11% от годового содержания.

Счетный чиновник 2-го разряда при годовом содержании 600 рублей в отставке получал пенсию 168 рублей 15 копеек (28% от годового содержания).

Директор Московской сберегательной кассы при содержании 3600 рублей в год мог рассчитывать на пенсию 420 рублей (11,6%). Счетный чиновник этой кассы при 600 рублях содержания - на 85 рублевую пенсию (14%).

"Массовые" чиновники (9-14 классов) получали пенсии по должности 85,127 и 168 рублей в год.

Много величина этих пенсий или мало?

Для сравнения посмотрим некоторые статистические данные того времени.

Холостой офицер ниже капитана расходовал в год 624 рубля 52 копейки. Вычтем из них "чисто офицерские" расходы:

  • взносы в офицерский заемный капитал и офицерское собрание 39 руб.60 коп., уставы и наставления 17 руб., табак 25 руб. и расходы на извозчиков 60 рублей, всего 141 руб. 60 копеек.

Получается, что для среднего уровня материальной обеспеченности холостому мужчине требовалось 490 рублей в год. При этом, российский офицер не мог вступить в брак, если его доход был меньше 1200 рублей.

Считалось, что офицерской семье не достойно жить в бедности.

Капитан российской армии, командир роты, получал в 1899 году 1260 рублей, т.е. уже мог содержать семью. 

Для того чтобы на этом примере не создавалось ложного представления о мизерности пенсий отставных чиновников, приведем данные о заработках рабочих.

Наивысший заработок рабочего в Иванове в 50-х годах Х1Х столетия равнялся 16 рублям (серебром), в 60-х в Шуйском уезде 14 рублей 58 копеек, в Московской губернии 23 рубля 54 копейки.

Вернемся к размеру пенсии.

85 рублей в год это был не низший предел пенсии государственного чиновника. Например, низшим почтовым служащим, которые получали жалование по 20 рублей и одной копейке и более, за выслугу 35-и лет пенсия назначалась 20 рублей и одна копейка, а за выслугу 25 лет - 17 рублей 16 копеек.

Цена черного (ржаного) хлеба в то время была 4-6 копеек за килограмм. Получается, что чиновник-пенсионер и его жена только на покупку хлеба должны были потратить около 10 рублей, т.е. половину годовой пенсии.

Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз.

По "Уставу о пенсиях..." (1827г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители, получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней беспорочной действительной службы по гражданской части. Действительная служба начиналась с 16-ти лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51-го года.

Но в отставку можно было выйти и раньше. В этом случае при стаже действительной службы от 20 до 30 лет назначалось 1/3 полной пенсии по разряду, при стаже до 35 лет -2/3 полной пенсии. Так было до 1853 года.

Именным Высочайшим указом о пенсиях от 6 ноября 1852 года был установлен новый регламент: все, прослужившие в гражданской службе 25 лет и более до 35 лет, получают при отставке "в пенсию" половину оклада, определенного "по росписанию", прослужившие же 35 лет и более получают полный оклад.

Выходящие в отставку "по расстроенному совершенно на службе здоровью" со стажем от 10 до 20 лет получали 1/3 пенсии, со стажем от 20 до 30 лет - 2/3 пенсии, более 30 лет - полную пенсию своего разряда.

"Одержимым тяжкими неизлечимыми болезнями", прослужившим 5 и более до 10 лет назначалась 1/3 оклада пенсии, прослужившим от 10 до 20 лет - 2/3 оклада,20 и более лет - полный оклад. При этом не делалось никакого различия по причинам, от которых произошли болезни.

Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности чиновника, если он замещал ее не менее 5 лет, в противном случае по разрядам предшествующих должностей.

Пенсионное обеспечение было приоритетной статьей государственных расходов. В 1897 году на пенсии и всевозможные пособия было израсходовано 38,3 млн. рублей, что составляло около 3,0% расходных сумм государственного бюджета.

Однако, кроме "Общего Устава о пенсиях..." действовали "Особенные Уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам".

Эти уставы о пенсиях учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.

Вот несколько положений из "Устава о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству ученому и учебному".

Чиновники ученых (научных) и учебных заведений, не имеющие ученых званий, а также иные лица, не занятые "учеными предметами" (учителя чистописания, черчения, рисования, танца, музыки, пения, фехтования, гимнастики) награждались пенсиями по правилам Общего Пенсионного Устава.

По общему положению "Устава о пенсиях... по ведомству ученому и учебному" при стаже 20 и более до 25 лет выходящие в отставку получали "в пенсию" половинный, а прослужившие 25 и более лет полный оклад их жалования. Далее, за каждые пять лет продолжения службы по учебной части пенсия увеличивалась на одну пятую часть (20%}. Однако при увеличении оклада жалования по службе размер самой пенсии и прибавок не увеличивался.

При выходе же в Отставку пенсия и прибавки назначались по последней должности. Выходящие в отставку по болезни получали пенсии в следующем размере: при стаже от 10 до 15 лет - треть, при стаже от 15 до 20 лет - две трети, при стаже свыше 20 лет -полный оклад причитающейся им пенсии.

Если же болезнь была неизлечимой, и больной нуждался в постоянном постороннем уходе, то треть пенсии назначалась при стаже до 10 лет, две трети до 15 лет и полная пенсия при стаже свыше 15 лет.

Право на получение пенсии (независимо от жалования) по выслуге в разных должностях по учебной части свыше 25 лет имели как заслуженный профессор, так и профессор. Различие состояло в том, что заслуженный профессор сохранял пенсию сверх жалования и по занятии вновь кафедры и по вступлении на другой род службы. Профессор же сохранял пенсию только с продолжением службы по учебному ведомству Министерства Народного Просвещения.

Высокое пенсионное обеспечение полагалось по Уставу о пенсиях профессорам Императорских университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского, Святого Владимира в Киеве и Новороссийского в Одессе.

По выслуге 25-ти лет им назначалась пенсия по размеру жалования, по выслуге 20-ти лет - половина жалования. Если профессор со стажем 25 лет оставался на службе при университете, то он не получал пенсии сверх жалования. Когда же по действующим постановлениям допускалось совмещение пенсии и жалования, то профессорам разрешалось получать только половину выслуженной ими пенсии.

После тридцати лет учебной службы профессор получал повышенную пенсию, т.е. не в размере жалования, а в размере содержания, включая к жалованию столовые и квартирные суммы. Заслуженным профессорам пенсия сохранялась сверх жалования, получаемого вне университета.

Для справки: содержание профессора Московского университета в 1900 году равнялся 3000 рублей в год. Полный оклад пенсии лаборантов равнялся 650 рублям, их помощников - 400 рублей, хранителей кабинетов - 500 рублей в год.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Если вы не смогли найти здесь нужной вам информации, задайте свой вопрос мне лично в комментариях или в разделе «Контакты».

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru