Что будет с транспортным налогом в 2018 годуЧто такое транспортный налог с физических лиц и особенности его уплаты

мы подробно рассмотрели в предыдущих материалах:

Уже второй год, с 2015 года, в Государственной думе находится на рассмотрении вопрос по поводу отмены транспортного налога.

Что будет с транспортным налогом в 2018 году?

Постараемся в этом материале проанализировать данную ситуацию. Предложения об отмене транспортного налога появились примерно 4-5 лет назад. В то время в Госдуме рассматривался вариант замены транспортного налога на акциз на бензин.

Многие эксперты высказывали мнение, что это хорошая альтернатива транспортному налогу для физических лиц, так как владелец транспортного средства будет обязан платить налог только за расстояние, которое он преодолел на своей автомашине. И вот законодатели вновь вернулись к данному вопросу.

В настоящее время, как вы уже знаете из материала «Транспортный налог в 2018 году: Ставка, расчет и оплата налога на автомобиль», транспортный налог исчисляется исходя из количества лошадиных сил.

Особенно транспортный налог в существующем виде несправедлив по отношению к большинству пенсионеров, кто по факту платит только за право иметь автомобиль, учитывая, что пенсионер может ездить на своей машине очень ограниченное время, как правило, летом до дачи и обратно. Все остальное время его автомобиль простаивает в гараже.

Подобные вопросы уже не раз поднимались и в Правительстве РФ, просто искали наиболее оптимальные пути их решения. По действующему в настоящее время налоговому законодательству транспортным налогом называют обязательный платеж автовладельцев ЗА ВЛАДЕНИЕ своим транспортным средством в налоговую инспекцию.

(глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ).

Транспортный налог относится к категории региональных налогов. Какие особенности накладывает «региональность» на данный налог мы рассматриваем в материале «Транспортный налог с физических лиц: Региональные особенности и льготы». Региональность говорит о том, что помимо основного федерального закона по уплате транспортного налога, существуют еще и региональные нормы, которые не противоречат основным законодательным актам, но вносят свои коррективы и дополнения.

Физические лица платят транспортный налог после получения на руки уведомления из налоговой инспекции, а юридические лица – рассчитывают налог и своевременно уплачивают его самостоятельно. Расчеты транспортного налога ведутся на основании возраста транспортного средства, мощности его двигателя, стоимости и других параметров.

Региональные власти могут вносить следующие изменения, а также следовать тем налоговым параметрам, которые установлены для каждого региона основным налоговым законодательством:

  • регионы при расчетах транспортного налога следуют данным налоговых ставок, которые имеются в стандартной таблице, утвержденной Налоговым кодексом РФ, исключительно по своему региону;

  • каждый регион может иметь свои сроки и порядок уплаты транспортного налога;

  • региональные власти вправе установить льготы владельцам автотранспортных средств дополнительного характера, такие, например, как отмена транспортного налога многодетным семьям или всем пенсионерам, имеющих во владении старый автомобиль, выпущенный до 1991 года и имеющий маломощный двигатель (до 70 л. с.).

Все ставки для расчета транспортного налога, а также сведения о льготных категориях граждан и порядке уплаты можно узнать из официальных источников налоговой службы по тому или иному региону страны.

На основании п.1 ст. 358 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ объектами налогообложения являются:

  • все виды транспортных средств, кроме

  • весельных или маломощных лодок, государственных промысловых судов, сельскохозяйственной техники, правительственных машин и других видов транспорта, находящихся на исключительном положении.

Угнанные или находящиеся под арестом транспортные средства не облагаются транспортным налогом.

 (пп.7 п.2 статьи 358 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Также, по статье 357 «Налогоплательщики» Налогового кодекса РФ понятно, что попадающими под транспортный налог транспортные средства - это, прежде всего, зарегистрированные транспортные средства.

Это значит, что

  • если транспортное средство не используется, стоит в гараже и нигде не зарегистрировано через ГИБДД, то платить транспортный налог по нему не нужно, но

  • если транспортное средство просто стоит в гараже, но, при этом, оно также еще и состоит на регистрационном учете, тогда транспортный налог начисляться будет, и оплачивать его владельцу транспортного средства придется.

В чем плюсы отмены транспортного налога и замены его топливным акцизом для нас как владельцев транспортных средств

Как уже отмечалось выше, еще четыре года назад делалась попытка заменить транспортный налог акцизным бензиновым сбором. В этом случае собственник транспортного средства платит ровно столько, сколько наездил в километрах. Законопроект предполагает внести изменения по некоторым похожим вопросам и на этот раз.

Такой подход особенно полезен для пенсионеров, жизненный уровень которых в последние несколько лет неуклонно снижается. Ведь у большинства из них автомобили имеют мощность двигателя более 100 л. с. А чем мощнее автомашина, тем дороже выходит платеж по транспортному налогу.

Правда, в большинстве регионов существуют льготы по транспортному налогу для некоторых льготных категорий граждан, например для ветеранов боевых действий.

В чем суть предлагаемых нововведений в транспортный налог?

Перемены должны коснуться следующего:

  • включение транспортного налога в акциз на топливо;

  • отключение экологического сбора по каждому транспортному средству или, наоборот, включение в экологический сбор транспортного налога;

  • обязательный контроль над несанкционированным увеличением стоимости топлива;

  • исключение одновременного использования транспортного налогообложения как отдельного механизма и удорожания на топливо;

  • четкое администрирование реализации акцизного сбора, окончательный перевод учета таких платежей в электронную форму.

Практическая сложность реализации данного механизма может заключаться в том, что оплата будет производиться уже не по месту регистрации транспортного средства, а по месту использования им топлива. Поэтому, возможно, организация сборов будет осуществляться не единым платежом. Но большинство регионов РФ уже сегодня поддерживают подобный законопроект.

Достоинства и недостатки законопроекта по отмене транспортного налога

Проведенные ранее специалистами расчеты для этого законопроекта показывали, что удорожание топлива с включением в его ценообразование транспортного налога получается на 1-2 рубля. Но на сегодня практика показывает, что топливо уже подорожало на 3 рубля, а транспортный налог при всем этом продолжает уплачиваться владельцами транспортных средств.

Таким образом, получается, что отмена транспортного налога, в любом случае, будет выгодным владельцам транспортных средств. Это как со счетчиком на коммунальные услуги – сколько ресурса затрачено, столько и подлежит оплате.

Необходимость изменения в налогообложении транспортных средств возникла также еще и по следующим причинам.

Причина 1. Статистика отмечает неудовлетворительную собираемость платежей по транспортному налогу. Сегодня всего лишь на 30-40% выполняется план по сбору транспортного налога.

Включение транспортного налога в оплату топлива избавит от искушения мошенничать. Автовладельцы уже никак не смогут отвертеться от уплаты положенных сумм по налогообложению, ведь им так или иначе придется покупать топливо для своего транспортного средства.

Причина 2. Зависимость суммы транспортного налога при расчетах по тому или иному транспортному средству от мощности его двигателя, исчисляемой в лошадиных силах – это одно из основных требований налогового законодательства сегодня.

Это является существенным ограничивающим условием при выборе транспортных средств для большинства покупателей. Ведь, чем больше мощность двигателя, тем больше транспортный налог.

Старые маломощные автомобили являются причиной загрязнения воздуха и экологии. Предполагается, что с введением транспортного налога в акциз топлива люди будут приобретать более новые автомобили с мощными двигателями, которые имеют меньший расход топлива.

Причина 3. Сегодня уплата транспортного налога происходит в несколько этапов: получение автовладельцем уведомления из налоговой инспекции на почтовый адрес; самостоятельный расчет юридическим лицом, являющимся собственником автомобиля; оплата транспортного налога через банк.

Но с введением новых правил, все эти этапы упростятся и сведутся к одному шагу – оплате транспортного налога вместе с отплатой топлива, которым заправляется автомобиль.

Что касается льгот по транспортному налогу

Льготные категории граждан, которые на сегодня освобождены от уплаты транспортного налога, встревожены планируемыми нововведениями. Ведь непонятно, каким образом в новом налоговом законодательстве будут отражены их интересы. 

Однако следует вспомнить, что льготные условия по транспортному налогу устанавливаются региональными властями, а поэтому, есть вероятность, что льготы не отменят, но заменят частичной оплатой, когда автомобиль будет заправляться бензином.

Стоит ли ожидать отмены транспортного налога в 2018 году

Уверено ответить на этот вопрос сейчас никто не сможет. Пока очевидно, что замена транспортного налога на топливный акциз может привести к резкому удорожанию цен на топливо. А всем известно, что если будет дорожать топливо, будут дорожать и все остальные товары, цена которых зависят от транспортировки. А поэтому могут следом подорожать также и продукты питания, и промышленные товары.

И, получается, что плюсы здесь отмечаются только для автовладельцев, которые не так много ездят и не так часто заправляют свой автомобиль.

Но для наполняемости бюджета полная отмена транспортного налога пока еще является риском его уменьшения. Пока что только специалисты рассуждают и рассчитывают те или иные варианты воплощения данного законопроекта.

При этом Федерация автомобилистов продолжают активно поддерживать идею полного отказа от транспортного налога с отсутствием удорожания акциза. Они аргументируют это тем, что в стране налоговая база итак является слишком тяжелой для налогоплательщиков.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru